Размер:
Цвет:

Обзор нарушений (признаков нарушений) в деятельности органов государственного финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, допущенных при осуществлении контроля за соблюдением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в 2017 году

Обзор нарушений (признаков нарушений) в деятельности органов

государственного финансового контроля, являющихся

органами (должностными лицами) исполнительной власти

субъектов Российской Федерации, допущенных при осуществлении

контроля за соблюдением Федерального закона от 5 апреля 2013 г.

№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок

товаров, работ, услуг для обеспечения государственных

и муниципальных нужд» в 2017 году

За Федеральным казначейством как за федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с пунктом 3 статьи 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, частью 11.2 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) закреплены полномочия по проведению проверок осуществления органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций) (далее – Орган контроля субъекта Российской Федерации (местной администрации))‚ контроля за соблюдением Закона о контрактной системе (далее – проверка Органа контроля субъекта Российской Федерации (местной администрации)).

В соответствии с пунктом 74 Плана контрольных мероприятий Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере на 2017 год, согласованного Министром финансов Российской Федерации А.Г. Силуановым 5 декабря 2016 г. и утвержденного руководителем Федерального казначейства Р.Е. Артюхиным 9 декабря 2016 г., письмом Федерального казначейства от
16 июня 2017 г. № 07-04-05/20-498 выдано поручение управлениям Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (далее – УФК) провести проверки Органов контроля субъектов Российской Федерации.

На основании выданного Федеральным казначейством поручения проведено 85 выездных проверок Органов контроля субъектов Российской Федерации и 96 встречных проверок субъектов контроля, в отношении которых Органами контроля субъектов Российской Федерации осуществлены мероприятия по контролю в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе (далее – Субъект контроля, контроль в сфере закупок), согласно части 27.1 статьи 99 Закона о контрактной системе (далее – встречная проверка).

В рамках проведения проверок Органов контроля субъектов Российской Федерации изучены следующие вопросы:

1. Включение Органами контроля субъектов Российской Федерации в программы плановых проверок вопросов по контролю за:

1) соблюдением требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 Закона о контрактной системе, и обоснованности закупок;

2) соблюдением правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 Закона о контрактной системе;

3) обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график закупок;

4) применением заказчиком мер ответственности: совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

5) соответствием поставленного товара‚ выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

6) своевременностью, полнотой и достоверностью отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

7) соответствием использования составленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

2. Отражение Органами контроля субъектов Российской Федерации в актах, составленных по результатам осуществления контроля в сфере закупок, заключений по всем вопросам соответствующих программ проверок.

3. Меры, принятые Органами контроля субъектов Российской Федерации по результатам рассмотрения поступивших в адрес Органов контроля субъектов Российской Федерации в 2017 году обращений, содержащих информацию о признаках нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок), а также принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

4. Соблюдение Органами контроля субъектов Российской Федерации законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и принятых в соответствии с ним правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в части, касающейся контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок (далее – правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации по контролю).

5. Проведение Органами контроля субъектов Российской Федерации проверок в отношении Субъектов контроля, осуществляющих закупки для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе.

В результате проведения проверок Органов контроля субъектов Российской Федерации УФК выявлено 317 нарушений (признаков нарушений) в деятельности Органов контроля субъектов Российской Федерации при осуществлении контроля в сфере закупок.

На основании проведенного Федеральным казначейством анализа выявленных нарушений (признаков нарушений) сформирован перечень основных нарушений (признаков нарушений) в деятельности Органов контроля субъектов Российской Федерации, допущенных при осуществлении контроля в сфере закупок в 2017 году (Приложение).

К наиболее часто встречающимся нарушениям (признакам нарушений) относятся:

1. Несоблюдение Органом контроля субъекта Российской Федерации Порядка осуществления контроля за соблюдением Закона о контрактной системе, утвержденного высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 11 статьи 99 Закона о контрактной системе (23,6% от общего количества нарушений (признаков нарушений)).

2. Несоблюдение Правил ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2015 г.
№ 1148 (17,8%).

3. Несоблюдение внутреннего порядка осуществления контроля за соблюдением Закона о контрактной системе, утвержденного соответствующим Органом контроля субъекта Российской Федерации (9,5%).

4. Неполная реализация полномочий по контролю в сфере закупок (9,5%).

5. Невыявление нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, а также принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении контроля в сфере закупок (по результатам встречных проверок УФК) (6,2%).

По результатам проведенных УФК проверок Органов контроля субъектов Российской Федерации по состоянию на 20 октября 2017 г. Органам контроля субъектов Российской Федерации выдано 8 предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и принятых в соответствии с ним правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации по контролю, направлено 37 информационных писем в адрес Органов контроля субъектов Российской Федерации о недопущении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и принятых в соответствии с ним правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации по контролю в дальнейшем, 33 информационных письма в адрес органов прокуратуры субъектов Российской Федерации,
1 информационное письмо в адрес УФАС России и 8 информационных писем в адрес высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В целях выработки единого подхода к проведению проверок Органов контроля субъектов Российской Федерации (местных администраций) Федеральным казначейством инициирована встреча с представителями Министерства финансов Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Об итогах проведенной работы по результатам встречи будет сообщено дополнительно.

                                                                                                                                                                                                                             Приложение

Перечень основных нарушений (признаков нарушений)

в деятельности Органов контроли субъектов Российской Федерации‚

допущенных при осуществлении контроля в сфере закупок в 2017 году

п/п

Описание нарушения (признака нарушения)

Проявление нарушения (признака нарушения) (примеры)

1

Несоблюдение Органом контроля субъекта Российской Федерации Порядка осуществления контроля за соблюдением Закона о контрактной системе, утвержденного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации

1. Несоблюдение срока вручения (направления) актов проверок Субъектам контроля.

2. Несоставление программ проверки для проведения контрольных мероприятий.

3. Неразмещение результатов контрольных мероприятий на официальном сайте Органа контроля субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

2

Несоблюдение Правил ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2015г. №1148

1. Несоблюдение срока размещения в единой информационной системе в сфере закупок {далее — ЕИС) информации о приказах (распоряжениях) о проведении проверок.

2. Несоблюдение срока размещения в ЕИС информации о результатах проведения проверок.

3. Несоблюдение срока размещения в ЕИС информации о выданных предписаниях.

3

Несоблюдение внутреннего порядка осуществления контроля за соблюдением Закона о контрактной системе, утвержденного соответствующим Органом контроля субъекта Российской Федерации

1. Отсутствие в типовых программах проведения плановых проверок информации о наименовании Субъекта контроля.

2. Отсутствие в типовых программах проведения плановых проверок информации о проверяемом периоде.

3. Отсутствие в поручениях о назначении контрольных мероприятий требований к срокам их проведения.

4.

Неосуществление полномочий по контролю в сфере закупок в отношении закупок для нужд субъектов Российской Федерации

1. Отсутствие в планах контрольных мероприятий мероприятий по осуществлению контроля в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе.

2. Непринятие необходимых мер реагирования при наличии информации о признаках нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

5.

Неправомерное требование соблюдения Субъектом контроля законодательные нормативных правовых и правовых актов

1. Отражение в актах проверок Органа контроля субъекта Российской Федерации требования соблюдения нормативных документов, не подлежащих применению при планировании закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. № 552 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд).

2. Отражение в актах проверок Органа контроля субъекта Российской Федерации требования соблюдения Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 2 октября 2013 г. № 567.

3. Указание в материалах проверок ссылок на несуществующие пункты законодательных и нормативных правовых актов.

6.

Направление в адрес Субъекта контроля представления по результатам проверки соблюдения Закона о контрактной системе

7

Указание в материалах проверки недостоверной информации

Несоответствие результатов контроля, осуществленного Органами контроля субъектов Российской Федерации, материалам, полученным УФК в результате проведения встречных проверок субъектов контроля.

8

Направление в адрес Субъекта контроля предписания в случаях, не предусмотренных Законом о контрактной системе

Выдача предписания после публикации извещения об осуществлении закупки в рамках осуществления контроля, предусмотренного пунктами 1-3 части 8 статьи 99 Закона о контактной системе.

9

Неразмещение информации в соответствии с частью 21 статьи 99 Закона о контрактной системе в единой информационной системе в сфере закупок

1. Неразмещение в ЕИС информации о проведении контрольных мероприятий.

2. Неразмещение в ЕИС информации о результатах проведения проверок.

3. Неразмещение в ЕИС информации о выданных предписаниях.

10

Превышение полномочий по контролю в сфере закупок

1. Проведение Органами контроля субъектов Российской Федерации проверок закупок, осуществленных в периоды, не соответствующие проверяемым периодам, указанным в приказах о проведении контрольных мероприятий.

2. Назначение проверок при отсутствии полномочий по контролю за формированием ценообразования по протоколу подведения итогов электронного аукциона.

11

Отсутствие в предписании Органа контроля субъекта Российской Федерации указания на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения

12

Неверная квалификация нарушения Закона о контрактной системе

1.Указание части 4 вместо части 6 статьи 44 Закона о контрактной системе при квалификации нарушения по вопросу применения заказчиком мер ответственности в отношении поставщиков в неполном объеме (не по всем контрактам, по которым обязательства выполнены несвоевременно).

2. Включение в материалы проверки информации о наличии/отсутствии нарушений законодательства при осуществлении закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе (указанная норма устанавливает полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, закупки в соответствии с указанной нормой не осуществляются, ссылка некорректна).

13

Указание недостоверной информатики о проводимых контрольных мероприятии в ЕИС

14

Неосуществление контроля за неисполнением предписания Органа контроля

15

Неполная реализация полномочий по контролю в сфере закупок

1. Неисполнение полномочий по осуществлению контроля за соблюдением правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 Закона о контрактной системе, при проведении контрольных мероприятий.

2. Неисполнение полномочий по осуществлению контроля за соблюдением требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 Закона о контрактной системе, и обоснованности закупок при проведении контрольных мероприятий.

3. Неисполнение полномочий по осуществлению контроля за соответствием использования поставленного товара‚ выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки при проведении контрольных мероприятий.

16

Невыявление нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, а также принятии; в соответствии с законодательством Российской федерации о контрактной системе в сфере закупок правовых актов органов государственной власти субъектов Российской федерации при осуществлении контроля в сфере закупок

Выявление нарушений Закона о контрактной системе и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов при проведении УФК встречных проверок Субъектов контроля, не отраженных Органами контроля субъектов Российской Федерации актах проверок

17

Неуказание нарушенных норм законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, а также принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при квалификации нарушения

18

Неиспользование права составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в соответствии пунктом 4 части 27 статьи 99 Закона о контрактной системе

1. Невозбуждение административного производства о назначении административного наказания по части
1 статьи 7.29.3 Федерального закона от
30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — КоАП) по выявленным нарушениям.

2. Невозбуждение административного производства о назначении административного наказания по части
2 статьи 7.29.3 КоАП по выявленным нарушениям.

3. Невозбуждение административного производства о назначении административного наказания по части
4 статьи 7.29.3 КоАП по выявленным нарушениям.

19

Неуказание объема проверенных данных при проведении проверки выборочным способом

1. Неуказание в актах проверок перечня закупок, по которым осуществлялась выборочная проверка.

2. Неуказание в актах проверок перечня контрактов, по которым осуществлялась выборочная проверка.

20

Неотражение в актах проверок вопросов проверок

21

Квалификация нарушений Закона о контрактной системе без приведения аргументированных доводов

22

Некорректное указание Органом контроля субъекта Российской Федерации в материалах проверки целей проверки

1. Включение в программы проверок пункта «соблюдение части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе», тогда как указанная норма устанавливает полномочия в части осуществления контроля в отношении соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а не обязанность Субъект контроля по их соблюдению.

2. Включение в программы проверок пункта «проверка соблюдения законодательства», что не в полной мере раскрывает цель проведения контрольного мероприятия: проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации.

23

Ненаправление предписания в адрес Субъекта контроля в установленных Законом о контрактной системе случаях

Ненаправление предписания в адрес Субъекта контроля в установленных Законом о контрактной системе случаях

24

Несоблюдение положении КоАП о немедленном составлении протокола об административном правонарушении после выявления совершения административного правонарушения

25

Возбуждение дела об административном правонарушении при истечении срока давности привлечения к административной ответственности

26

Составление протоколов об административном правонарушении должностным лицом Органа контроля субъекта Российской Федерации, не уполномоченным на составление протоколов об административном правонарушении

 

Опубликовано: 05.03.2018 11:31        Обновлено: 05.03.2018 11:38